Белкина Людмила Эдуардовна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист - Белкина Людмила Эдуардовна Работает в МБУДО "ДДЮТ" с 1991 года, имеет высшее образование, высшую квалификационную категорию, Почетный работник образования. | ![]() |
Основными формами методической работы являются:
✔ повышение квалификации педагогических работников через проведение семинаров, совещаний, организации работы базовой площадки совместно с ГОУ ДПО "ИПК и ППРО ТО", комитетом по образованию курсов повышения квалификации;
✔ оказание консультативной помощи;
✔ нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогов дополнительного образования, контроль за работой творческих объединений;
✔ организация деятельности педагогического совета;
✔ координирование деятельности структурных подразделений МБУДО "ДДЮТ";
✔ работа по самообразованию.
Эффективной формой организации методической деятельности является работа над методической темой, которая позволяет педагогическим работникам совершенствовать свой профессиональный уровень. Для начинающих педагогических работников – это хорошая практическая школа, для педагогов с большим стажем – это возможность поделиться своим опытом на семинарах, мастер-классах, районном методическом объединении и т.д.
Для повышения педагогического мастерства педагогических работников проходят педагогические советы, семинары, тематика которых включает актуальные вопросы деятельности учреждений дополнительного образования.
Используются разнообразные формы их проведения: круглые столы, педагогические гостиные, мастер-классы и т.д.
Семинары включают видеоматериалы, экскурсии, игровые моменты, кейс-технологии, мультимедийное сопровождение.
Для совершенствования профессионального мастерства педагогических работников используется такая форма работы, как курсовая подготовка, организованная институтом повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области совместно с комитетом образования муниципального образования город Ефремов.
Для эффективной организации информационно-аналитического сопровождения деятельности педагогических работников ежегодно анализируется и планируется деятельность районного методического объединения педагогов дополнительного образования. Это позволяет заранее скоординировать деятельность и определить перспективы направления дальнейшего развития.
Виды методической продукции: информационно-аналитическая, организационно-инструктивная, прикладная.
Информационно-аналитическая: методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно-методическая выставка, реферат; организационно-инструктивная: инструктивно-методическое письмо, методическая записка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа; прикладная методическая продукция: сценарий, тематическая подборка,картотека, методическая тема и т.д..
Работая в режиме развития, в МКУДО "ДДЮТ" сложилась система методической работы.
Формы управления методической работой:
✘ педагогический совет;
✘ методический совет, методические объединения;
✘ творческие группы;
✘ проектные команды;
✘ школы педагогического мастерства и др.
Используются следующие технологии:
☝ технология коллективно-творческой деятельности обеспечивает формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма;
☝ игровые педагогические технологии - это технологии, в основу которых положена педагогическая игра, как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта;
☝ коллективный способ обучения КСО - организация обучения, при которой общение осуществляется путем взаимодействия в динамических парах, каждый учит каждого;
☝ технология программированного обучения ИКТ - технология - усвоение программного обучения с помощью иннофарционно-компьютерных технологий;
☝ технология проблемного обученияпредполагает создание под руководством педагогов проблемных групп и активную самостоятельную деятельность по разрешению различных педагогических ситуаций;
☝ технология ТРИЗ - это универсальная организационно-педагогическая и методическая система, которая позволяет сочетать предметно-познавательную деятельность с методами активации и развития эстетического мышления, а также творческого решения образовательных и социальных задач;
☝ технология развивающего обученияпозволяет создать условия для развивтия психологических особенностей, позволяющих учитывать и использовать закономерности развития, уровень и способности учащихся;
☝ технология проектного обучения - это технология, которая включает подготовку и защиту индивидуальных и коллективных проектов.
Все образовательные технологии можно свести к основополагающим принципам, призванным "разбудить" активность, использовать оптимальные средства осуществления педагогической деятельности.
Программа развития МБУДО "ДДЮТ" предполагает решение следующих задач для методического сопровождения образовательного процесса::
✘ исследование потребностей социума в дополнительных образовательных услугах;
✘ анализ образовательной деятельности по формированию пространства жизнетворчества;
✘ предоставление педагогическим работникам необходимой информации о современных достижениях педагогической науки и практики;
✘ обеспечение высокого качества образовательного процесса посредством внедрения программ нового поколения и новых педагогических технологий;
✘ выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта учреждения дополнительного образования;
✘ деятельность по повышению квалификации педагогических работников и развитию мировоззрения, профессиональных и личностных качеств педагогического коллектива;
✘ оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведении опытно – экспериментальной оценке авторских программ, пособий и учебных планов; помощь в подготовке работников к аттестационным процедурам.
Для стимулирования социальной активности формируется портфолио педагогов и учащихся, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений в различных областях жизни МБУДО "ДДЮТ".
Целью и основным результатом программы развития является развитие личности учащихся, а именно развитие субъектных, социально-значимых личностных качеств на основе усвоения универсальных, учебных действий, познания и усвоения мира, необходимых для жизнедеятельности в современном обществе.
Образовательная деятельность направлена на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования, как «здесь и сейчас», так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных целей.
Данные направления являются системообразующими при проведении педагогических советов, методических объединений, организации работы проблемных групп, проектных команд.
На педагогических советах, семинарах, конференциях
![]() | ![]() |
Материалы из опыта работы:
«Материалы педагогического совета" Читать далее ...
«Презентация по итогам учебного года". Читать далее ...
Методическая работа педагога дополнительного образования в контексте жизнедеятельности МБУДО «ДДЮТ» как системообразующая в управлении качеством дополнительного образования
«Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России разработана Концепция развития дополнительного образования детей, в которой подчеркивается инновационный характер сферы дополнительного образования, тот факт, что она «фактически становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего». Таким образом, одним из ключевых ожиданий от педагогов системы дополнительного образования становится их готовность к использованию инноваций, наличие навыков разработки инновационных проектов и программ, участие в проектных командах.
Данная ситуация формирует требование к непрерывному профессиональному развитию педагогов, нужен педагог, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями. Однако анализ показывает, что система пока не готова к полноценной реализации профессионального стандарта педагога, который требует перестройки нормативно-правовой базы трудовых отношений в учреждениях, внесения изменений в учебно-методические основы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования. Система аттестации педагогических работников не имеет четких критериев оценки качества дополнительного образования, результативности, она формализована, теряется мотивация к прохождению такой процедуры, в том числе по экономическим основаниям. Процесс управления качеством дополнительного образования требует актуализации педагогами собственных возможностей и грамотной организации методической работы. Сложность организации методической работы в педагогическом коллективе заключается прежде всего в том, что он не однороден не только по образованию, но и по опыту педагогической деятельности.
Так, в сегодня в МБУДО "ДДЮТ" работает 32 педагогических работника. 24 педагога (71%) имеют высшее образование, 10 человек (27%) - среднее специальное. Педагоги дополнительного образования всего 57% имеют высшее образование, и только 38% - профессиональное. Это показатель намного ниже, чем у учителей в общеобразовательной школе.
30 (88 %) - прошли аттестацию, из них имеют 13 человек (38 %) - высшую квалификационную категорию, 17 человек (50 %) - первую, 4 человека (12% ) – не имеют категории. Наблюдая динамику за последние 3 года, мы видим, что произошло увеличение педагогов высшей квалификационной категории, уменьшение педагогов, не имеющих квалификационные категории.
Анализируя кадровое обеспечение образовательного процесса, можно отметить, что за последнее время активно решается проблема мотивации к аттестации педагогических работников на высшую квалификационную категорию, наблюдается необходимость переподготовки педагогических кадров, имеющих большой опыт работы, а также повышения квалификации.
Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта. Педагоги МБУДО «ДДЮТ» активно участвуют в различных конференциях, семинарах, они не только распространяют свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвуют в создании инновационного пространства. Однако, необходимо шире распространять свой персональный передовой опыт, использовать различные формы: публикации, интернет – сайты, буклеты и т.д. В ходе анкетирования учащиеся и родители на первый план ставят профессионализм педагога. Проведенные исследования показывают, что 91% потребителей услуг дополнительного образования, оценивают его как высокий. Профессионализм предполагает развитие ключевых компетентностей педагогического работника: общекультурной, профессиональной, коммуникативной и ценностно-смысловой (личностной).
МБУДО «ДДЮТ» на протяжении многих лет реализует целый комплекс мероприятий по развития профессиональной компетентности педагога, обмениваясь опытом работы с коллегами, участвуя в областных мероприятиях.
К наиболее эффективным формам методической работы мы относим:
- консультации, отвечающие современному уровню, ;
- участие педагогов в работе методических объединений;
- научно – практических семинарах;
- работе педагогических мастерских;
- подготовку презентаций дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
- авторские выстави;
- тематические недели.
Участвуя в конкурсах профессионального мастерства, педагогические работники не только имеют возможность проявить свой профессионализм и продемонстрировать творческие находки, но и поделиться своим профессиональным опытом. Испытав радость успеха, осознавая значимость и результат своей деятельности, ближайшую и дальнюю перспективы самосовершенствования, педагоги и учащиеся активизируют осознанный процесс саморазвития, который мотивирует на дальнейшее творчество.
Профессиональный портрет педагога дополнительного образования включает профессиональные и человеческие качества, которые являются ориентирами для подрастающих поколений, тем магнитным полем, вокруг которого концентрируются любознательность, интерес к науке, творчеству, желание «делать себя с него».
Наиболее ярко и точно дал характеристику профессионального портрета педагога-внешкольника Ш.А. Амоношвилли: «Педагог-внешкольник - это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец их жизни, самоопределения и самоутверждения».
Методические рекомендации, разработки и другие материалы:
https://multiurok.ru/belkinaludmila/files